Статья из АиФ, №41
http://www.aif.ru/online/aif/1354/08_01 «Счастливым человек может быть только вместе со своей страной».
Юрий Гагарин _____________________________
В школах, в метро, на улицах устанавливают «тревожные кнопки». Надписи под ними гласят: в случае опасности звоните по такому-то телефону. МНОЖАТСЯ «телефоны доверия», по которым граждане могут «излить душу», рассказать о беде, попросить о помощи. Нет числа гадалкам и целителям, обещающим «снять порчу», «успокоить сердце». Скандал с аферистом-прорицателем Грабовым, обещавшим воскресить погибших детей Беслана, свидетельствует не только о цинизме самозваных святых, но и о глубинной тревоге народной души, которая ищет и не находит нравственного смысла и точки опоры в реальной жизни и тянется ко всякого рода чудесам и «чудотворцам». Тревога усугубляется тем, что государство, на которое население привыкло смотреть как на защитника, полностью самоустранилось и воспринимается населением как чужая и враждебная сила. Власть и народ фактически живут в автономном режиме.
Похоже, что в таком «автономном режиме» жили и две девочки из Благовещенска, которые, взявшись за руки, спрыгнули с 12-го этажа дома и разбились. И это не первый и, боюсь, не последний случай. Понять их трагический прыжок из вполне благополучной жизни в неизвестную смерть не могут ни родители, ни учителя, ни товарищи по классу. Ответ пытаются дать психологи. Они ссылаются на дневник одной из девочек, в котором всего за неделю до гибели она писала: «Под кожей что-то больно бьётся. Это тоска по неиспытанному, дерзкому, честному и доброму…»
Девочки искали в жизни добра. И, похоже, не находили. Конечно, в этой трагической истории проявились и юношеский максимализм, и психологические нагрузки, которые испытывает молодёжь в поисках места в современном мире. Социологи с тревогой отмечают почти полное отсутствие у молодёжи планов на будущее.
Они связывают это прежде всего с ощущением экономической и социальной незащищённости. Люди опасаются не только за своё будущее, но и боятся (из этих же опасений) рожать детей. В России ежегодно делается около 2 млн. абортов — это второе место в мире после Румынии.
Другие якоря ПОЛОЖЕНИЕ усугубляется и тем, что за последние десятилетия оказались дискредитированными и размытыми традиционные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Проблема «точки опоры» становится серьёзной проблемой нации. Первоначальное представление о том, что капитализм решит все проблемы страны, а деньги обеспечат счастье, растаяли на удивление быстро. Капитализм как общество равных возможностей оказался фикцией. Дорога в капиталистическое счастье на поверку вышла открытой не умным и талантливым, а тем, кто в роковые 90-е оказался ближе к приватизационному крану или к криминальным источникам обогащения. Теневой бизнес, оккупировавший почти 50% российской экономики и ворочающий миллиардами неучтённых денег, продолжает насаждать в России свою мораль — культ денег, хамства, быстрого обогащения, лёгкого покупного счастья и «ананасов в шампанском». Посмотрите на наши финансовые, политические и «культурные» знаменитости. По пальцам можно перечесть тех, кто не сменил жену на молодую «тёлку» .
К счастью, нравственный иммунитет, который мы получили в наследство от нашей истории, культуры, от наших родителей, оказался достаточно сильным. Сегодня лишь 18% населения считают, что богатство может сделать человека счастливым. Социологические опросы показывают, что, несмотря на безудержную пропаганду в электронных СМИ культа денег, потребления, секса и насилия, в стране укрепляются традиционные ценности — любовь близких, здоровье, благополучие детей, хорошая работа.
Молодёжь, столкнувшаяся с жёсткими реалиями капиталистического отбора (невозможность получить качественное бесплатное образование, трудность создания семьи в условиях спекулятивных цен на жильё, страх остаться без работы), начинает искать другие якоря и других кумиров. И не всегда находит лучшие. Не в этом ли истоки молодёжного экстремизма, как левого, так и правого?
Россия всё ещё блуждает по нравственному лабиринту, в котором она оказалась на выходе из «коммунистического рая».
Патриотическое мыло МНОЖАТСЯ разговоры на тему «сбережения народа». Официальные идеологи, обеспокоенные углубляющимся разрывом между населением и властью, между бедными и богатыми, главный упор делают на «патриотизм». Идеологические чиновники ставят нам в пример США, где 4/5 американцев считают себя патриотами. Но как нам, россиянам, снова стать Павками Корчагиными, Матросовыми или Стахановыми, если 80% населения не верят властям, не верят милиции и считают чиновников-патриотов угрозой для своего существования.
Из глубин России всё чаще, всё настойчивее звучат другие слова: «справедливость», «правда», «жить не по лжи». Вот это бы услышать новой власти и взять на вооружение глубинную потребность народа. Иначе получится, как при старой коммунистической власти, которая отгораживалась от людей рублёвскими заборами, а народу прописывала патриотический эликсир и призывала потуже затягивать ремни во имя светлого будущего.
***
В Италии рассказывают забавную историю. Некто Джанни Мотти ухитрился выкупить в клинике жир, оставшийся там после проведённой Сильвио Берлускони операции по липосакции. Из жира премьер-министра он сделал кусок «элитного» мыла и, продав его под названием «Чистые руки», получил навар в 18 тыс. долларов. Так вот, прежде чем писать идеологию для новой России и впаривать народу патриотическое мыло, неплохо было бы и у нас провести операции «липосакция жира» и «чистые руки». Ну а с кого начинать — с депутатов, министров или с особо ожиревших «авторитетных бизнесменов» — об этом можно и поспорить…
Вячеслав КОСТИКОВ